Что делать, если ребенок не слушается в 2 года

Возраст 2-х лет для ребенка и родителей – сложный период. У малыша активно развиваются жизненно необходимые навыки движения, самообслуживания и, конечно же, речи. Норма такова: в возрасте 2-х лет ребенок четко понимает речь взрослого, выполняет элементарные поручения, указывает на называемые предметы. К 1,5 годам словарный запас малыша увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует до 300 слов. Обычно с 3 лет ребенок начинает активно взаимодействовать с родителями.

Часто взрослые замечают за ребенком ухудшение поведения в этот период. Иногда он может не слушаться, не слышать просьб и обращений к себе или даже не откликаться на собственное имя. Иногда это следствие неправильного воспитания, но подобные симптомы могут указывать также и на расстройства психоречевого развития.

Ребенок не слушается 2 года: причины

 

Давайте разберем основные причины, по которым ребенок может не реагировать на обращенную к нему речь. Они делятся на социально-психологические и физиологические.

К первой группе факторов можно отнести следующие причины.

  • Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером, — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы, на которые можно ответить “да/нет”, — тогда малышу просто незачем реагировать на речь.
  • Затянувшееся сюсюканье. В течение первого года жизни ребенка от уменьшительно-ласкательных слов и сознательного их искажения трудно отказаться. Но, как только у малыша начинается активное развитие речевого аппарата, о такой манеры речи нужно забыть. В это время ребенок – это губка, которая впитывает коммуникативные привычки своих родителей. То, как вы будете общаться с малышом, впоследствии укоренится у него в сознании как стандарт. Следовательно, обычную, повседневную речь ребенок будет воспринимать неправильно. Отсюда некорректная или отсутствующая реакция.
  • Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители), постоянные родительские скандалы.
  • Характер речи родителей и окружения. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, дети не в состоянии ее понять.
  • Чрезмерная требовательность к ребенку. Мозг малыша развивается постепенно. Форсирование этого процесса может дать противоположный эффект, то есть привести к сбою. Помните: стандарты речевого и умственного развития – это усредненный показатель. Отклонение от них – не обязательно проблема. Что уж тут говорить, если сам Эйнштейн вообще не говорил до 4 лет!

Если ваш малыш где-то немного отстает, не нужно дни напролет учить с ним слова и предложения. Не стоит постоянно просить его что-либо повторить. И ни в коем случае не кричите на ребенка, если у него что-то не получается. Если есть отставание, отведите юного пациента к специалисту. В случае отсутствия патологий позвольте мозгу развиваться постепенно.  

  • Двуязычная семья. Для ребенка познать основы одного языка – уже серьезный вызов. Билингвистическая семья – двойная нагрузка. Необязательно, чтобы языки сильно отличались. Например, проблему может создать общение одного родителя на украинском языке, а второго – на русском. Позаботьтесь о том, чтобы малыш сначала выучил азы одного языка.

К физиологическим причинам игнорирования обращенной речи относятся:

  • тяжелые инфекции и травмы (включая психоэмоциональные травмы), перенесенные ребенком в раннем возрасте. Главная угроза – травмы головного мозга как при родах, так и в младенчестве. Повреждения определённых отделов коры головного мозга могут привести к развитию алалии, то есть сбою в развитии речевых центров. У таких детей есть нормальный слух и интеллектуальный потенциал, но они не способны выучить слова и, соответственно, правильно на них реагировать. Среди инфекций наибольшую опасность представляет менингоэнцафалит, менингит, воспаления внутреннего и среднего уха;
  • слабо развитые мышцы лица и рта, врожденные аномалии речевого аппарата. Нарушения в развитии мышц мешают ребенку нормально разучить речь. Следовательно, появляются проблемы при ее восприятии. Кстати, к неправильному развитию мышц и прикуса может привести затянувшееся сосание соски. До 1 года отучивать малыша не стоит, а вот по истечении этого срока рекомендуем задуматься о данном шаге. Здесь важны индивидуальные особенности ребенка: проконсультируйтесь со специалистом;
  • невропатические расстройства. Их причиной могут стать тяжелые роды, наследственность, слабое развитие определенных центров мозга. Часто детям, которые не реагируют на речь, ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция». Если вовремя определить проблему, ее можно решить. К появлению патологии приводят разные типы неврозов. Например, неблагоприятные события, давление на ребенка могут привести к замкнутости. У малыша может появиться настоящая фобия. Удваивает нагрузку на нервную систему ребенка неврастения. В таком состоянии он во много раз тяжелее воспринимает психологическое напряжение. Как бы там ни было, нужно обращаться к врачу, ведь есть риск «запустить» патологию;
  • задержка психоречевого развития.

О задержке психоречевого развития стоит поговорить подробнее. Важно не пропустить симптомы этой патологии. Они таковы:

  • ограниченный словарный запас (среднестатистический ребенок 2-х лет должен знать 150-300 слов);
  • неохота идти на речевой контакт даже с родными;
  • ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, «глотая» окончания слов;
  • не может повторить за взрослым фразу.

В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев малыш начинает произносить первые слова. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш, как мы уже говорили, использует от 150 до 300 слов.

Конечно же, каждый ребенок развивается индивидуально, и могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента и наследственности. Но если ваш ребенок не слушает, не понимает, не реагирует на ваши просьбы и обращения, или у него вовсе были пропущены предыдущие стадии формирования речи, это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Более подробно, почему ребенок не разговаривает в 2 года, мы рассказали в этой статье.

Ребенок 2 года не реагирует на слова, что делать

 

Конечно, лечить! Первой и одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшей отклонения (в первую очередь, это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция – сложный и кропотливый процесс.

В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции заболевания для каждого ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом и логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, рефлексотерапевт и обязательно родители.

Кроме стандартных процедур, в комплекс входит логопедический массаж, метамерная рефлексотерапия, и уникальный метод центра — метамерный точечный массаж. Также родители  получают специально разработанную программу упражнений и тренировок в домашних условиях индивидуально для каждого ребенка.

Если вы обнаружили у ребенка симптомы патологии, не стоит гадать на тему «ребенку 2 года не слушается, что делать?». Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Чем раньше вы начнете лечение данного заболевания, тем больше шансов у ребенка на полное выздоровление. Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону контакт-центра (044) 238-22-31 или по телефону детского отделения (044) 272-11-82.

Читали это? Вот еще несколько статей, которые могут вас заинтересовать!

Замовити консультацію

Хотите решить свою проблему быстро и эффективно?

Оставьте заявку, и мы поможем вам найти оптимальное решение.



    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности и обработки ваших персональных данных

    Ждем вас в нашем центре!

    Взрослое отделение:

    Время работы:

    • Понедельник - Пятница: 8:30 - 17:00
    • Суббота: 9:00 - 13:00 
    • Воскресенье: выходной

    Детское отделение:

    Время работы:

    • Понедельник - Пятница: 9:00 - 14:00
    • Суббота, Воскресенье: выходной

    Как нас найти?

    Киев, ул. Бульварно-Кудрявская, 10-Б

    Как добраться

    от Ж/Д вокзала:

    • автобусом № 7 (по будням)
    • маршруткой №181

    от ст. метро "Лукьяновская":

    • троллейбусом № 6, 16, 18
    • маршруткой №181, 574, 527, 439

    от ст. метро "Майдан Независимости"

    • троллейбусом № 6, 16, 18